Михаил Переяславец родился в 1949 году в городе Москве в замечательной семье художников В. И. Переяславца и И. Н. Поповой, которая сформировала его жизненный вектор — жизнь в искусстве.
В Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова он учился у знаменитого профессора Л. Е. Кербеля, а после его окончания был принят по конкурсу в 1976 году в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Его приход в Студию был воспринят грековцами очень доброжелательно, как логичное продолжение творческой династии. Здесь бессменно служил его отец Владимир Переяславец — военный лётчик и военный художник.

От отца Михаил Владимирович унаследовал мир своих героев, мир мужественных, цельных и волевых людей. В его пластических образах отчётливо выразилась гармония нравственного и физического в человеке. Его всегда привлекали масштабные характеры, которые определялись понятием «личность». Вспомним столь любимый скульптором жанр портрета: «Винсент Ван Гог», «Портрет участника ВОВ С. Е. Клименко» или «Портрет отца».

Размышления о судьбах современного мира были неотделимы для Михаила Переяславца от сознания исторического значения прошедшей войны. «Подвиг рядового Ю. Смирнова», «Смоленская дорога. 1943 год», «Мать и дитя» — в первых же работах, появившихся на выставках, был виден художник новой формации, нового понимания пластического языка в искусстве.
Одна из самых известных и значительных работ скульптора — «Смоленская дорога. 1943 год» стала настоящим символом солдата-защитника родной земли, который вобрал в себя народные представления о простом и непобедимом герое.
В том же ключе изображены скульптором легендарный архитектор-строитель Москвы Фёдор Конь, Князь Михаил Тверской, писатель Фёдор Достоевский. В этих и других работах скульптора отчётливо прослеживается исследование качеств и творческой натуры героя, его бесценной человеческой неповторимости.
Эталоном художественной правды для Михаила Переяславца всегда было античное наследие. Восхищение классикой и опора на неё всегда давали его творчеству свободный взгляд в историческое пространство: «Марафон», «Терпсихора», «Борцы» (по рисунку с античной вазы). Подобные работы и ряд других станковых произведений, в числе которых виртуозно выполненные портреты, бюсты, аллегории, стали подлинными шедеврами автора.

В последние два десятилетия творческая энергия Михаила Переяславца была в основном направлена на создание памятников выдающимся личностям и героям России. Они были установлены в Москве, Новосибирске, Иркутске, Севастополе, Тобольске, Санкт-Петербурге, других городах. Композиции этих памятников поражают своей пластической выразительностью и проникновенным неформальным решением образов.
Крупнейшими монументальными работами мастера явились установленные в Москве у здания Министерства обороны Российской Федерации на Фрунзенской набережной две масштабные композиции, посвящённые Героям Первой мировой и Великой Отечественной войн; памятник псковским воинам-десантникам, погибшим в Аргунском ущелье, у Центрального музея Вооружённых Сил; скульптуры спортсменов для станции метро ЦСКА; памятник маршалам Советского Союза И. С. Коневу и К. К. Рокоссовскому; воину-победителю в атриуме Национального центра управления обороной РФ; памятник легендарному лётчику А. И. Покрышкину в Новосибирске; памятник адмиралу Д. Н. Сенявину в Севастополе и многие другие.

Подходя к Российской академии художеств, никто не преминет восхититься памятником гению русской живописи В. И. Сурикову. Ах, как совсем недавно, здесь, в залах Академии, триумфально открывалась выставка «Отец и сын Переяславцы». Радовались успехам Михаила Владимировича, вспоминали с благодарностью старшего Переяславца — живописца милостью Божией. Кажется нереальным, что теперь надо говорить о Михаиле Переяславце в прошедшем времени, так как он всегда опережал наше время своими творениями, прокладывая свой неповторимый путь в искусстве.
Он очень любил Студию Грекова, гордился и был счастлив, что служил здесь. Этому служению он отдал 46 лет своей жизни. С 1993 года и до последнего дня М. В. Переяславец являлся профессором кафедры скульптуры и композиции Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова, внося огромный вклад в художественное образование талантливой молодёжи страны. Его ученики сегодня становятся известными мастерами. Эстафета творческих традиций не умирает, не умрёт и благодарная память о талантливом скульпторе Михаиле Переяславце, так поразительно точно отразившим в своих произведениях нашу эпоху.

Т. П. Скоробогатова
искусствовед, академик РАХ,
заслуженный работник культуры РФ