-2.9 C
Москва
Среда, 19 марта, 2025

Неизвестный Густав Климт

Почти в каждой брошюре о Густаве Климте приводятся эпиграфом его слова: «Моих портретов не существует. Я не интересуюсь своей собственной персоной как объектом для изображения. Я предпочитаю других людей, особенно женщин, и, более того, другие формы существования …».

В данном очерке я хочу попытаться раскрыть одну из загадок, оставленных Густавом Климтом в своём наследии, ключ к которой скрыт в этой фразе. Всё, о чём я здесь напишу, родилось из нежной любви к творчеству Густава Климта, и мне пришлось изучить доступные письменные и литературные источники, чтобы добросовестно выполнить эту работу.

На протяжении всей жизни Климта интересовали темы рождения, смерти и любви, т.е. сама жизнь во всех её проявлениях. Это всеобъемлющие понятия, размышления о которых рано или поздно возникают в жизни каждого человека, но Климт как художник пытался рассказать о них в своём творчестве, возвращаясь время от времени к одним и тем же сюжетам. Поэтому есть возможность проследить, как менялся его взгляд и его отношение к этим глубоко философским вопросам.

У меня нет задачи разобрать всё творчество и биографию Густава Климта, но я позволю себе погрузиться в некоторые подробности, чтобы показать читателю эволюцию этого художника.

Первая трагедия, которую Густав Климт пережил в отрочестве – это смерть его младшей 5-летней сестры Анны в 1874 году, когда Густаву было всего 12 лет. Эта трагедия всей большой семьи Климтов и явилась, скорее всего, тем событием, которое заставило Густава впервые серьёзно задуматься о смерти.

Хотя для большинства Климт является пионером венского модерна, первую часть своей творческой жизни Климт посвятил декораторской работе в составе «Компании художников», которая сложилась ещё во времена его обучения в художественно-ремесленном училище в 1879 году. В эту компанию входили также Франц Мач и его брат Эрнст Климт. За время существования «Компании художников» ими были оформлены дворец архитектора Штурани, замок банкира Цирера, замок Пелеш румынского короля Кароля I в Карпатах, городской театр Фиуме, театр Карлсбада, охотничье имение императора Франца Иосифа I, Бургтеатр Вены, каталог «Аллегории и эмблемы», Музей истории искусств Вены и выполнены многие другие частные и государственные заказы. Они писали плафонные картины, потолочные полотна, фамильные и исторические портреты, копировали произведения старых мастеров, создавали стенные фризы, фрески, сграффито и театральные занавесы в классической манере живописи. Это был период, когда художник оттачивал своё мастерство, набивал руку и набирал вес в профессиональной среде. Большие заказы требовали большой отдачи, но в обмен Густав Климт получил признание. В 1890 году «Компания художников» получила Императорскую премию в области искусства.

При работе над сценами для интерьеров театров художники часто использовали в качестве моделей членов своих семей и друзей. Так до нас дошёл единственный автопортрет Густава Климта, мы можем увидеть его во фрагменте росписи в венском Бургтеатре «”Ромео и Джульетта” в театре “Глобус”» (художник Г. Климт, 1892 г.). Среди зрителей – члены «Компании художников»: Густав Климт в одеянии с пышным белым воротником времён королевы Елизаветы, позади – брат Эрнст, перед ними в высоком головном уборе Франц Мач.

Этот период творчества Густава Климта закончился в связи с безвременной кончиной его брата, компаньона, единомышленника и одновременно самого близкого человека Эрнста Климта 8 декабря 1892 года. Незадолго до смерти Эрнста, летом того же года, скончался отец Густава – Эрнст Климт-старший, а за 4 месяца до своей кончины Эрнст-младший успел стать отцом, родилась дочь Хелена. Вот такой круговорот жизни и смерти в семье Климтов. После этих событий Густав Климт впал в длительную депрессию, которая сопровождалась и творческим кризисом. Климт отошёл от оформительства и начал искать себя, свой собственный стиль.

Первая картина, в которой Климт задаёт темы, обозначенные в начале статьи, но которые не отпускали его после смерти отца и брата, называется «Любовь» (1895 г.). Это одновременно и романтическое полотно, на котором изображены двое влюблённых, стремящихся к поцелую, и в то же время философское, так как на заднем плане изображены парящие женские лица разных возрастов, от детского до старческого, и все они устремлены взглядами на пару влюблённых. Невинная девочка, чувственная девушка, зрелая женщина, безобразная старуха, смерть – вот, что предстаёт перед нашим взглядом, жестокая эволюция, поскольку время не щадит никого. Климт даёт понять, что любовь не существует изолированно, сама по себе, она вписана в канву жизни, которая последовательно состоит из рождения, расцвета, заката и смерти, а любовь как центральный элемент произведения служит источником жизни и поддержкой этого круговорота. Картина написана в манере реализма, но на ней уже присутствует цветочный декор Климта. «На широкой раме Климт изображает цветущие розы – символ цветения женщины, но это цветение кратковременно, и впереди страшное превращение красавицы в старуху, похожую на саму смерть».

Здесь мы видим первый прообраз «Поцелуя» – самой знаменитой картины мастера.

В жизни всё переплетено, многие события происходят параллельно. Поэтому и моё повествование перескакивает с одной сюжетной линии на другую, потому что жизнь влияет на творчество, а творчество на жизнь. За 2 года до смерти Эрнста-младшего братья Климт знакомятся с сёстрами Флёге – Паулиной, Хеленой и Эмилией, которые держали семейное ателье. Эрнст Климт женится на Хелене Климт, а Густав Климт встречает в лице Эмилии Флёге музу всей своей жизни. Первый её портрет он пишет в 1891 году. Портрет написан в классической манере, однако рама оформлена с элементами цветочного орнамента, который в дальнейшем станет визитной карточкой Климта.

В 1897 году Климт возглавил новое объединение венских художников под названием «Сецессион» (лат. Secedere – отделяться) и вышел с группой единомышленников из Союза художников Австрии «Дом художников», который не давал выставляться художникам, отошедшим от реализма и ищущим новые формы и приёмы, свободное творческое выражение. В основном это были молодые никому не известные художники. Исторически «secessio plebis» – временный отъезд плебеев из города и выбор автономного органа управления – знаменовал собой борьбу с патрициями. Девизом Сецессиона стали слова: «Эпохе своё искусство. Искусству – своя свобода». Одним из примеров может служить история с французским импрессионизмом, который не принимался академическими кругами Вены и не был доступен широкой публике, так как его негде было выставлять. С появлением Сецессиона, под который построили отдельный выставочный зал, в Вене смогли познакомиться не только с начинающими венскими художниками, но и с Винсентом ван Гогом, Клодом Моне и многими другими новаторами.

Второй, и самый яркий, период творчества Климта называют «Золотым периодом», по времени он совпал с созданием «Сецессиона». Он был ознаменован появлением на свет полотна «Афина Паллада» (1898 г.), представленной на второй выставке Венского сецессиона, в котором Климт впервые применил золото в качестве ведущего материала. В этот период мы наблюдаем рождение многих произведений, инкрустированных золотом: «Обнажённая истина», «Юдифь I», «Золотые рыбки», «Бетховенский фриз», «Фриз в замке Стокле», «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Надежда II», и, наконец, «Поцелуй». Это период расцвета художника, когда он вышел из многолетней депрессии, и обрёл свой собственный стиль, когда он начал творить то, что он хотел, невзирая на мнение заказчиков и критиков. Он позволил себе переступать через правила и задавать тон в портретной и декоративной живописи, зачастую смешивая их. Он стал писать портреты на квадратных холстах, что до него было не принято, поскольку существовало правило перспективы и разрешалось их писать только в прямоугольном формате. Первая такая работа – Портрет Сони Книпс (1898 г.), композиция с нарушенным центром и редуцированным фоном, помещённая в квадрат, в технике импрессионизма. Картина «Афина Паллада» также помещена в квадратную форму – символ венского модерна.

Он начал писать ростовые портреты женщин, параметры полотен которых тоже не соответствовали принятым нормам. Он убрал перспективу – оставил плоскостное изображение. Он создал стиль модерн.

Последний государственный заказ, который получил Климт в составе «Компании художников», уже после смерти брата, – это оформление потолочными панно актового зала Университета Вены. Ему досталось написать 3 картины: Философия, Медицина, Юриспруденция; а его компаньону Францу Мачу – Теология.

В 1900 году Климт завершил первый вариант одной из трёх факультетских картин «Философия». Эти полотна интересны тем, что в них он продолжает рассуждать о смысле жизни и о смерти. Изначально заказчики точно определили, что должно быть изображено. Но Густав Климт не хотел писать рафинированные картины, он хотел выразить своё понимание Философии, Медицины и Юриспруденции. В результате работа над факультетскими картинами растянулась на десятилетие, и в итоге они не были вывешены в Венском Университете, поскольку профессорское сообщество возмутилось их содержанием и направило письмо за подписью 88 профессоров о недопустимости оформления здания Университета этими полотнами. До наших дней дошли только фотографии Факультетских картин.

Все три «Факультетские картины» сгорели в 1945 году в замке Иммендорф, куда их перевезли во время воздушных налётов на Вену.

Следующая веха на тему добра и зла в творчестве Климта содержится в Бетховенском фризе.

Бетховенский фриз, представленный на четырнадцатой выставке Сецессиона в 1902 году, посвящённой Людвигу Бетховену и его Девятой симфонии. Его длина составила 34 метра, высота 2 метра.

Ниже представлен отрывок фрески с третьей стены, в которой мы наблюдаем сюжет с двумя возлюбленными, прообраз «Поцелуя» – разительно отличается и по технике исполнения, и по духу от картины «Любовь» 1895 г. Влюблённые, слившиеся в объятиях, стоят на фоне «хора ангелов рая». Эта заключительная часть Бетховенского фриза знаменует собой победу добра и достижение счастья. Здесь Климт выразил в живописи оду Шиллера «К радости», которую сыграл Бетховен в финале своей Девятой симфонии. В каталоге к выставке цитируются два стиха из оды: «Радость чудесная божественная искра» и «Этот поцелуй для всего мира». В данном случае пара влюблённых помещена под символический купол, олицетворяющий Эдем, ничто не омрачает их счастья, ни прошлое, ни будущее, лишь ангелы поют им. Некоторые авторы пишут, что «Бетховенский фриз» – утопия о спасении человечества. В любом случае, этот фрагмент «Оды радости» – начало темы поцелуя. Эта влюблённая пара перемещена в дальнейшем Климтом из «Бетховенского фриза» в замок Стокле.

Посетив именно эту выставку Сецессиона, бельгийский магнат Стокле задумал в своём новом строящемся дворце разместить нечто подобное, а его супруга настояла, чтобы в одном из сюжетов фриза Климт повторил тему влюблённых и поцелуя. Этот заказ художник получил в 1904 году, а завершён он был только в 1912 году.

Кто же была его музой, кто такая Эмилия Флёге? Известно, что Климт был увлечён женщинами, у него было множество связей и много внебрачных детей, он так никогда и не связал себя узами брака. Но при этом у него была женщина, которая сопровождала его на протяжении всей жизни, и, умирая, он попросил позвать её. Это Эмилия Флёге.

Эмилия Флёге создала собственный стиль в одежде Вены начала ХХ века. Её салон пользовался успехом, поскольку рисунки для её тканей создавал Густав Климт и Йозеф Хоффман. Она ушла от корсетов и подъюбников, её наряды – свободный крой и оригинальная расцветка платья. На фотографиях она представлена в нарядах собственного пошива. Фото сделаны на озере Аттерзе, где Густав Климт с 1900 года ежегодно проводил летние каникулы с семейством Флёге, которое он по праву считал своей семьёй. В 1902 году Климт написал её ростовой портрет, который ей не понравился, и который в итоге приобрёл Исторический музей города Вены.

В этот период были написаны такие произведения, как «Надежда I» (1903 г.), «Смерть и жизнь» (1909), в которых мы продолжаем следить за развитием философской мысли художника. В «Надежде I» на переднем плане мы видим обнажённую беременную женщину, которая не знает, какой путь ожидает её ребёнка, а на заднем плане – враждебные силы. Он писал её, когда умер его третий сын Отто Циммерман в возрасте 15 месяцев. Враждебные силы воплощаются в болезнях, в безумии и в смерти.

В 1905 году создано ещё одно известнейшее полотно, ведущее нас к рассуждениям о неизменном течении времени «Три возраста женщины».

Параллельно с оформлением фриза во дворце Стокле Климт пишет свою одну из самых известных картин – «Поцелуй» (1907-1908 гг.). Считается, что моделями этого полотна являются сам Климт и Эмилия Флёге. Абсолютное слияние женщины и мужчины, пик человеческого счастья. И здесь видно, насколько для автора мотив поцелуя сопряжён с темой счастья. Женщина изображена на коленях, поскольку в жизни Эмилия Флёге была выше ростом, чем Густав Климт. «Влюблённая пара на краю цветущего обрыва, за которым ничего нет. На её лице печать безграничного счастья. Кажется, что герои застыли в этом поцелуи навечно. Их одежды слились в благодатный золотой поток, заливающий тела светом». Но некоторые исследователи считают, что до конца не ясно, принимает ли женщина этот поцелуй или она отталкивает от себя пылкого влюблённого. Эта позиция отражает суть отношений между Густавом Климтом и Эмилией Флёге.

Фриз во дворце Стокле включает 9 сюжетов. Фриз – это не совсем картина, это настенная мозаика с инкрустацией натуральными камнями и другими материалами. Изначально Климт создал картонные модели в натуральный размер – 2 стены по 7 погонных метров и центральная часть 1,5 метра. Потом на основании этих панно в «Венских мастерских» были созданы мраморные плиты с мозаикой, которые были переправлены в Брюссель для установки во дворце Стокле в 1911-1912 гг. В мраморные панно инкрустировано множество самых разных материалов: листовая медь, листовое серебро, жемчуг, кораллы, полудрагоценные камни, эмаль, золотая мозаика, цветной фаянс. То, что ниже перед нами, это именно копии картонных эскизов, которые сегодня хранятся в Музее прикладного искусства в Вене.

Что же мы видим на фризе? С обеих сторон расположено древо жизни. Панно с танцующей девушкой на левой стене называется «Ожидание». На обеих стенах симметрично напротив друг друга расположены панно с цветущими яблонями. В торце столовой расположено панно «Рыцарь». На правой стене завершает композицию панно «Свершение». Если смотреть в целом на это произведение, то мы видим, что Климт опять поднимает всё те же темы: жизнь, смерть и любовь, бесконечный цикл. Древо познания добра и зла олицетворяет саму жизнь. Танцующая двушка – «Ожидание», она не знает, что ждёт её впереди. На древе сидят чёрные вОроны – символы смерти, вороны – это птицы-падальщики, они всегда приходят на поле битвы, чтобы забрать то, что осталось. Цветущая яблоня – райское дерево, говорит нам о выборе между добром и злом, запретный плод сладок. Рыцарь олицетворяет собой судью, вершителя судеб.

И вот, идя по древу жизни, мы приходим к «Свершению», которое вновь и вновь предстаёт перед нами в виде слившихся воедино мужчины и женщины.

Теперь я хочу подробнее рассмотреть фрагмент фриза из дворца Стокле «Свершение» (1905-1912 гг.)

Я привожу копию этого панно на фотографии ниже. Эта вершина орнаментального искусства Густава Климта, да и всего его творчества, скрыта от посторонних глаз. В Вене Климт в своё время запретил публичную презентацию фриза для дворца Стокле. Как только пластины вышли из Венских мастерских, он отправил их в Брюссель для установки. Как тогда, так и теперь, дворец Стокле находится в частной собственности и не доступен для посещений. Счастье любит тишину.

Весь свой рассказ я затеяла именно из-за этого панно. Его название переводят по-разному – «Свершение» или «Упоение». Мы видим, что мужчина склонился над женщиной, он полностью окутывает её собой, они растворены друг в друге. Кто этот мужчина и кто эта женщина? Не видно лиц, видно, что у женщины прикрыты глаза, она целиком отдалась чувству. Название этого панно подсказывает, что на нём запечатлена высшая форма счастья.

Но, помимо двух фигур, на этой мозаике я увидела абстрактный автопортрет Густава Климта, который расположен на спине мужского платья. Если посмотреть издалека, то правая рука девушки – это нос, левая рука – лоб, тёмно-золотой овал – левый глаз, маленький тёмно-золотой овал, прикрытый правой рукой – правый глаз, лицо обращено к нам вполоборота. И чем дальше вы отойдёте, или уменьшите изображение при помощи технических средств, тем отчётливее вы будете видеть устремлённый сквозь столетие взгляд Густава Климта. «Моих автопортретов не существует …»

В нижней части панно «Свершение» мы видим второй абстрактный мозаичный портрет, принадлежащий его подруге Эмилии Флёге. Причёска на голове – три больших золотых овала без каких-либо вставок, правый глаз – маленький жёлтый квадрат, левый глаз – белый круг. Чуть ниже её фирменный чёрно-белый наряд, исполненный по рисункам Йозефа Хоффмана в чёрную и белую клетку. Именно в этом платье мы видим её танцующей с Густавом Климтом на отдыхе на озере Аттерзе. Сравните эту абстракцию с её фотографиями, которые я в изобилии представила чуть выше, чтобы каждый мог составить для себя образ Эмилии. Совпадает даже привычный для неё поворот головы. Рыжий цвет волос Эмилии Флёге художник передал нам золотом. Если смотреть на расстоянии, то эти отдельные золотые круги сливаются воедино, образуя характерную для Эмилии укладку, и на их фоне на нас устремляется пристальный взгляд Эмилии Флёге, примерно такой же, какой смотрит на нас с её фотографий.

Таким образом, Густав Климт одновременно и скрывает свои чувства, и показывает их. На фризе изображена история любви длиною в жизнь. Древо жизни, ожидание, добро и зло, свершение, смерть. Всё пройдёт, всё тлен, любовь останется.

В 2009 году дворец Стокле включён в список Юнеско.

Вот так говорил о любви Густав Климт. Скрытый язык образов и символов, спрятанный от современников. И обратите внимание на вышивку на плече его балахона – три глаза, или три зерна, не их ли мы видим чуть ниже и справа в золотых кругах абстрактного мозаичного автопортрета на панно «Свершение» в столовой дворца Стокле?

Можно, наверное, было бы быть менее многословной. Но рассказать об одном панно и не рассказать о том, каким путём художник к нему пришёл – было бы неправильно. Картины Густава Климта – одни из самых широко тиражируемых в мире. Их репринты приносят миллиардные доходы, сувенирную продукцию с изображением «Поцелуя» можно купить в любой точке земного шара. Но Климт не является художником «одной картины». Он труженик, он реформатор, он философ, и он влюблённый, влюблённый в жизнь, в творчество, в Эмилию Флёге.

Я прошла длинным окольным путём, но зато мы увидели «другую форму существования» Густава Климта.

Елена Александровна Столповская,
член секции Искусствоведения ТОСХ,
врач-терапевт

Предыдущая статья
Следующая статья

Разное

Новое