-4 C
Москва
Среда, 19 марта, 2025

Приношение Донбассу

Моим дорогим землякам, мужественным
людям Донбасса, а также защитникам
Земли Русской всех времен посвящаю.
Виктор Ульянич

В трудные для России времена произведения выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов всегда выходили на передний край культурного фронта, призывая, подобно колоколу, к осознанию и осмыслению высших духовных ценностей нации.

В настоящий момент вооружённого столкновения с носителями антироссийских и откровенно нацистских убеждений в ходе военной спецоперации РФ на Украине именно высокая почвенная отечественная культура, естественным образом произрастающая из могучих корней классической русской культуры прошлых победных веков, единственно может и обязана поддерживать гражданский и патриотический огонь в душах людей, отстаивающих не только интересы России и Донбасса, но и национальную идентичность всего русского мира.

Более того, лучшие образцы такой культуры должны выдвигаться на передовые рубежи и обретать наступательный характер, утверждая преемственность русского исторического выбора в современном столкновении цивилизаций.

Одним из таких рубежей культурного фронта России можно назвать Концертный зал Донецкой государственной академической филармонии, где 14 октября 2023 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы состоялся музыкально-поэтический вечер «Приношение Донбассу». В программу вошли симфонические произведения московского композитора, уроженца Донбасса Виктора Ульянича, исполнение которых он посвятил своим землякам. На сцене выступили Донецкий академический симфонический оркестр имени С.С. Прокофьева п/у Владимира Заводиленко и солисты из Москвы: Ника Рябчиненко (арфа), Мария Андреева (скрипка), Иван Полканов (кларнет). Свои голоса к посвящению композитора присоединили поэты Дмитрий Дарин (Москва) и Владимир Скобцов (Донецк). К сожалению, ситуация в столице ДНР на тот момент не позволила провести публичный музыкально-поэтический вечер. Однако благодаря сделанной профессиональной аудиовизуальной записи авторский концерт Виктора Ульянича смогли увидеть и услышать в первую очередь те, кому он и был адресован.

9 декабря 2023 года, в день Святого великомученика Георгия Победоносца по телеканалу «ЮНИОН» (г. Донецк) был показан фильм-концерт «Приношение Донбассу». Этот фильм стал завершением проекта, родившегося в Москве и реализованного при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В приветственном слове свою поддержку проекту выразили Глава ДНР Денис Пушилин и Министр культуры ДНР Михаил Желтяков.

Уважаемые друзья!
Даже там, где на протяжении девяти лет не смолкает грохот орудий, продолжает звучать голос высокого искусства.
Сила нашего народа – в единстве. И концерт «Приношение Донбассу», подготовленный музыкантами и поэтами Донецка и Москвы, является не только знаковой культурной поддержкой специальной военной операции, но и наглядным примером сплочённости наших культурных рядов.
Уверен, что произведения известного московского композитора, уроженца Донбасса Виктора Ульянича, а также стихи московского поэта Дмитрия Дарина и автора слов многих песен, популярных не только в Донбассе, но и за его пределами, Владимира Скобцова оставят у
нашей публики яркие впечатления.
Благодарю участников за деятельный патриотизм и желаю творческого вдохновения!

Дорогие друзья!
Концертная программа, представленная сегодня, имеет не только высокую эстетическую ценность, она направлена на духовно-нравственное осмысление происходящих в мире событий. Осмысление через симфоническую музыку московского композитора, уроженца Донбасса Виктора Ульянича, которую он посвящает своим землякам, через творчество московского поэта и писателя Дмитрия Дарина и донецкого поэта Владимира Скобцова.
Этот вечер собрал на одной из главных концертных площадок республики лучших музыкантов Донецка и Москвы, что придаёт ему статус яркого и по-своему уникального события в культурной жизни Донбасса.
Мои искренние пожелания успеха всем его участникам! А слушателям – незабываемых впечатлений!

Размещённый также на ресурсах интернета Фильм-концерт был восторженно принят благодарными пользователями. Некоторые из отзывов самых разных людей размещены в контексте предлагаемого интервью с композитором Виктором Ульяничем.

Нахожусь под большим впечатлением от концерта «Приношение Донбассу». Серьёзные, проникновенные стихи и музыка глубокая, затрагивающая душу. В этих произведениях слышится боль и нежность, гражданская мужественность и непритворный патриотизм. Именно в тяжёлые дни испытаний рождаются великие стихи и музыка, выражающие суть происходящих исторических событий.

Доманский В. А., профессор, филолог, поэт

— Виктор Степанович, как возникла идея столь неожиданного для нашего времени мероприятия, я имею в виду концерт из произведений московского композитора на Донбассе?

— Лично для меня этот концерт не неожиданный, а, скорей наоборот, долго ожидаемый. Я всегда мечтал о том, чтобы мои произведения, хотя бы некоторые, прозвучали в местах, где я родился и вырос. Но, чтобы всё это осуществилось, срослось, как говорится, потребовалось немало времени, сил и много чего другого, что иногда называется «счастливым случаем».

Таким промыслительным событием стало моё знакомство с Д. А. Ковалевым – Президентом национального фонда развития культуры, туризма и ремёсел «Осиянная Русь». Этот Фонд как раз специализируется на масштабных культурных проектах: организует выставки, концерты, фестивали. Так вот, Д. А. Ковалев как–то послушал некоторые из моих произведений, в том числе «Колокола души», и очень удивился, узнав, что моя музыка никогда не звучала на донецкой земле: «Ну как же, её обязательно должны услышать Ваши земляки!» Мысль, которая давно и глубоко жила во мне, была озвучена им совершенно неожиданно во время нашей встречи.

Виват, Донбасс!

Пусть ополчатся против нас
России давние враги,
Им русский не видать Донбасс,
И русского себе слуги.
И снова в небе дым и гарь,
И вновь осколков смертный свист,
Цивилизованный дикарь —
Перелицованный нацист.
Как вам хотелось на костях
Народа нашего плясать,
Француз, германец, бритт и лях,
И им бендеровец под стать.
Веками кован русский мир,
Победой кован русский меч,
И честь – наш главный командир —
Прикажет снова мир сберечь.
Виват, Донбасс, виват, Россия,
Мы беды вместе пересилим,
Мы снова вместе победим,
И мы споём Донбасский гимн!

Дмитрий Дарин

Старая Русь, древняя Русь, Советская Русь, Россия сегодняшняя – это всегда была империя духа. Почему иностранцы не могут понять загадочную русскую душу? Загадки нет никакой, просто есть душа, которая презирает пользу, которая тянется вверх, к свету, к любви. И выражена эта душа, этот дух народа, может быть только словом, звуком и поступком. Мы соединили эти три ипостаси в концерт, который что-то должен изменить в нашей жизни.
Дмитрий Дарин

C «Колоколов души», можно сказать, и началась история проекта «Приношение Донбассу». К нашей радости, он нашёл отклик со стороны донецких коллег, за что хочу отдельно поблагодарить министра культуры Донецкой Народной Республики М. В. Желтякова, генерального директора Донецкой филармонии А. А. Парецкого, а также художественного руководителя Донецкого академического симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева, дирижёра В. В. Заводиленко. Без их непосредственного участия наша затея осталась бы только на бумаге.

— Почему именно Оркестр Донецкой филармонии?

— Так ведь главная идея проекта в том и заключалась, чтобы соединить один из лучших коллективов Донбасса с лучшими музыкантами Москвы. А моя музыка, мои произведения – в каком–то смысле мост для подобной встречи. И я бесконечно рад, что на моё предложение выступить на Донбассе отозвались и солисты, с которыми я многие годы сотрудничаю (в частности, арфистка Ника Рябчиненко). Предложение принял также уважаемый и любимый мной маэстро Владимир Понькин, который ранее уже исполнял некоторые из моих симфонических произведений («Христос воскресе из мертвых»). Однако, к сожалению, в конце сентября Владимир Александрович угодил в больницу и огромнейшую работу по разучиванию и исполнению сложнейшей программы взял на себя художественный руководитель и дирижёр Донецкого оркестра В. В. Заводиленко. Кстати, незадолго до этого он участвовал в мастер-классах маэстро Понькина.

Очень приятно, что в нашу культурную команду влилось и новое поколение исполнителей. Это Иван Полканов, весьма одарённый молодой кларнетист, студент РАМ имени Гнесиных, и очень талантливая скрипачка Мария Андреева, она же пианистка и начинающий композитор (что для меня особенно ценно), ныне уже выпускница Московской консерватории. Её энтузиазм, её энергия, наконец, активная гражданская позиция (эта хрупкая девочка к тому времени уже неоднократно выступала и в Мариуполе, и среди солдат СВО под Угледаром) придали мне тогда уверенности в том, что наш проект – не просто своевременный, актуальный, как принято сейчас говорить (не люблю слово «актуальный»!), он жизненно необходим нам. Это как вышедший из депо обновлённый поезд, который еще только набирал обороты, и в него по ходу садились все, кому с нами по пути.

— В этом «поезде» вместе с музыкантами оказались и поэты, опять же Донецка и Москвы…

— Да, это лишь подтверждает только что сказанное. Вечер действительно был частично и поэтический. На сцене выступил донецкий поэт Владимир Скобцов, глаголом жёгший сердца слушателей. Некоторые почитатели творчества Скобцова называют его «Орфеем Донбасса».

В концерте также принял участие известный в России поэт, писатель и публицист Дмитрий Дарин, который работает ещё и в крупных жанрах (редкий для нашего времени случай!). Недавно в свет вышли его поэтическая драма «Царь Иоанн Первый Грозный», трилогия «Смута», поэтические циклы.

Вообще, очень хорошо, что на концертную сцену возвращаются популярные когда-то вечера, связывающие слово и музыку. Надеюсь, что стихи, тем более прочитанные их авторами, помогли глубже воспринять и понять суть моих произведений.

— Для данного концерта Вы предложили сочинения особой духовной наполненности. Название каждого из них уже говорит само за себя. И всё–таки хочется попросить Вас как автора раскрыть их смысл подробней.

— Рассказывать о музыке, тем более своей – дело неблагодарное, иногда даже вредное (смеётся). Могу сказать, что все включённые в программу сочинения так или иначе призывают слушателя ещё раз задуматься о непреходящих человеческих ценностях.

— Начнем, пожалуй, с первого, с симфонической поэмы о вечной любви «ПЁТР И ФЕВРОНИЯ». Очень светлое, жизнеутверждающее по-своему эмоциональному посылу сочинение. Ещё один художественный образ любви, поправшей смерть.

— Да, Вы правильно заметили – ещё один. Мы знаем множество моделей взаимоотношений мужчины и женщины, которые подарила нам западная культура: Антоний и Клеопатра, Пеллеас и Мелизанда, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта… Но!

В данном случае в смысле художественного воплощения меня привлёк совершенно иной тип отношений между людьми. Я нашел его в «Житии Петра и Февронии». Если Вы когда-нибудь прикасались к этому шедевру древнерусской письменности, то согласитесь со мной: там дан пример бескорыстной, самоотверженной любви и христианский идеал настоящей крепкой семьи. Любви, которая, конечно же, не существует без жертвы и подвига. Но жертвы не безумной, а мудрой и осознанной, подвига ежедневного, маленького и большого. Вспомним, как сказано в самом гениальном гимне любви в послании апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…».

«К Свету». Это название удивительно точно отображает то, чем является Донбасс для России сегодня. Именно через Донбасс пролегает для нас эта дорога – к Свету, к очищению, к победе над Ложью. Победить в войне может только тот народ, в котором больше любви. К своей Родине, к своему народу, к своим близким. Мы сюда приехали принести эту нашу любовь из тыла, нашу поддержку людям Донецка, настрадавшегося Донецка. «Приношение Донбассу». Собственно, название говорит само за себя.
Мария Андреева

История Петра и Февронии для меня – глубинная русская тема. Отсвет поистине Божественной любви я увидел и в жизни собственных родителей. Им и посвятил свою поэму о вечной любви.

— Концерт–симфония для скрипки с оркестром «К СВЕТУ», насколько известно, так же написана с опорой на литературное произведение.

— Это роман Александра Грина «Блистающий мир», насквозь пронизанный символикой. Такова и музыка, сотканная из коротких мотивов и устремлённых ввысь мелодий широкого дыхания. А для эпиграфа к симфонии я взял строки у одного из моих любимых поэтов Фёдора Ивановича Тютчева, из его стихотворения «Последний катаклизм»:

Когда пробьёт последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!

— Второе отделение концерта открывало сочинение «КОЛОКОЛА ДУШИ». Оно исполнялось в Москве уже много раз и всегда – я тому свидетель – с неизменным успехом. В музыке Вашей Концертной симфонии есть то, что никого не оставляет равнодушным, затрагивая очень глубокие душевные струны; в ней есть величие и трагизм, необъятность и загадочность…

— Так ведь всё это свойства русской души, с её взлетами и падениями, с её неизбывным стремлением к правде, взыванием к совести. А колокол – символ памяти о Боге и высшем предназначении человека. Как резонирует наша душа при его звуках!

И здесь я не первооткрыватель. На звучании колокола выросла русская классическая музыка. Вспомните Мусоргского, Рахманинова! Я лишь продолжил традицию, написав свою песнь о России, о русском человеке, душа которого в моём представлении – тот же храм. И задача жизни – не осквернить его, не говоря уже о том, чтобы разрушить.

Мы говорим на языке Пушкина и выполняем код, программу поведения, которая заложена в русском языке. «Мы не признали наглой воли того, под кем дрожали вы!» Именно это сделал Донбасс в 14-м году и продолжает это делать сейчас. И так будет дальше. И Донбасс сейчас действительно снова становится сердцем России. Это мы и хотели сказать своими стихами, музыкой Виктора Ульянича в программе «Приношение Донбассу».
Владимир Скобцов

— Но ведь и разрушенные храмы восстанавливаются. И, наверное, в частности, об этом Ваше последнее в программе крупное сочинение опять же с символическим названием «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ» …

— Да, я написал его на основе известного пасхального тропаря, тема которого особенно явственно проступает к концу сочинения. Никогда не забуду исполнение «Колоколов души» и «Христос воскресе из мертвых» в 2014 году в Севастополе, Ялте и Евпатории Крымским симфоническим оркестром под управлением Игоря Каждана. Это был X московский фестиваль «Арфовое искусство России», посвящённый Воссоединению Крыма с Россией. До сих пор перед глазами слёзы, которые я видел на лицах людей, сидящих в зале. А после концерта некоторые подходили ко мне и с волнением говорили, что в моей музыке им слышится желание выстоять и победить. Должен сказать, что исполнение своих произведений я уже тогда посвятил мужественным людям Донбасса. Их в залах тогда было немало.

Донецк

Огня и пороха покрыты гарью дали
и хрупкий мир вовсю трещит по швам,
война, в которой выживешь едва ли,
рекой всё ближе к дальним берегам.
Война вольна при шулерском раскладе
и вороньё жиреет, как ворьё,
и полстраны сдаст родину, не глядя,
и полстраны поляжет за неё.
Чем кормят в райских кущах на второе
и каково вернуться на щите,
как поживать на небесах героем,
как доживать героем в нищете?
Ответа цену на вопросы эти
сперва узнаешь, поглядишь потом
и кто за кровь невинную в ответе,
и кто ответит, встав перед судом.
И выбор прост, и умничать чревато,
долг чести оставаться в дураках,
и полстраны идёт на дот с гранатой,
и полстраны гуляет в кабаках.
И девять лет стоит, прочнее стали,
зажав зубами крепко жизни нить
Донецк, где даже крысы убежали,
а мы живём. Россия, будем жить!

Владимир Скобцов

Жернова Господни

За святое пламя божества
как ни каялись, не проскочили мимо,
не молите, что неумолимо —
жернова Господни, жернова.
Правых нет, а ложь всегда права
там, где цель оправдывает средства,
что оставим правнукам в наследство?-
жернова Господни, жернова.
Чьей судьбой отыщутся слова,
чьей судьбою воплотится Слово?
От исхода до пришествия второго
жернова Господни, жернова.
И неслышно, как растёт трава,
как любовь рождается незримо,
всё пройдёт, война неотвратима,
жернова Господни, жернова.

Владимир Скобцов

— В программке к концерту можно прочесть, что «Христос воскресе из мертвых» – это светозвоны VI из цикла «Таинство Света» в семи светозвонах для большого симфонического оркестра. Хотелось бы пояснений…

— Светозвоны – это термин, которым я заменил более привычные для нас названия, такие как симфония, концерт… Почему? Потому что он лучше всего объясняет и своеобразный язык сочинения, и мои намерения при создании большого цикла, замысел которого, кстати, пришёл еще в 80–е годы. И каждая часть цикла (в нём семь частей) становилась определённым этапом повествования о событиях духовного мира. Повествования, заметьте, в звуках и тембрах. Так возникли Свето–Звоны. То есть, потоки звучащего Света, изливающегося людям через людей. Музыка, могущая быть услышанной в моменты максимальной открытости человеческой души к Богу.

В раннем христианстве Таинством (аналог древнегреческого слова Mysterion) святые отцы называли тайное, скрытое, незримое действие Бога в жизни человека. Когда человек сталкивается с чем–то необъяснимым для ума, невыразимым для чувств, невместимым для тела, но очень внятным душе, и это нечто полностью переворачивает все его мысли, желания, поступки и обращает к вечному. Я был бы бесконечно рад, если нечто подобное произошло во время знакомства слушателей и зрителей с моими произведениями.

Победа куётся не только на фронте, а прежде всего в душах людей. В любое
тяжёлое время культура в широком понимании (музыка, слово и другие виды искусства) – один из основных столпов, на которых держится страна (цивилизация). И те, кто ТВОРИТ в непростое время – уже победители. Спасибо!
Вера Климкович

— У предложенной Вами программы, как я поняла, был и эпилог…

— Да, можно и так сказать. Это «Хор ангелов», который я написал специально для концерта, на стихи Дмитрия Дарина. Музыка посвящена детям Донбасса, невинно убиенным зверьми–нелюдьми во время обстрелов мирных жителей. Произведение обращено к тем, кто защищает родную землю, созидает мирное будущее, сохраняет веру в доброту и любовь. Произведение было исполнено и записано в Москве и стало аудиовизуальным посланием слушателям Донбасса, за что я бесконечно благодарен Камерному хору «Академии хорового искусства», солистке Алене Кузнечиковой и лично руководителю коллектива Алексею Петрову.

— Благодарю Вас за комментарии. И последний вопрос: что для Вас Донбасс, донецкая земля, на которую Вы ступили по прошествии многих лет?

— Донбасс – моя малая Родина. Это мой дом, мои родные, мои друзья. Но сейчас это ещё и сильная боль, потому что одна из самых страшных трагедий XXI века происходит именно здесь, на донецкой земле.

Однако, я счастлив, что мне удалось приехать сюда с командой единомышленников, чтобы осуществить культурный проект «Приношение Донбассу». Ведь людям, живущим здесь под непрерывным огнём, сейчас как никогда нужна надежда на будущую созидательную жизнь, свою и своих потомков. Донбасс – необычная русская земля. Она полна славных трудовых людей. Здесь очень много настоящих героев, великих старцев и молитвенников.

Я родился в небольшом городе Снежное, неподалёку от Саур-Могилы. А Саур-Могила – символ непобедимости русского духа. Школьниками мы часто посещали это священное место. Сюда нередко приезжали герои Великой Отечественной, Гражданской и даже Первой мировой войны. Для нас они были живыми образцами мужества, стойкости и преданности своему Отечеству, а лично для меня стали незабываемым примером всего того, что принято называть непобедимым русским духом.

Низкий поклон авторам проекта «Приношение Донбассу»! Воистину волшебный
концерт, который никого не может оставить равнодушным! Вот уже целый вечер нахожусь под впечатлением… Мало о нём говорить, его надо услышать. Душераздирающая музыка гармонично сочетается с проникновенными строками талантливых современных поэтов – Дмитрия Дарина и Владимира Скобцова!
Татьяна

Как показывает время, как показала, в частности, моя поездка на Донбасс, этот дух неистребим. Я почувствовал его в людях Донецка, с которыми мне довелось встретиться. Не будем забывать, что они давно живут и работают в условиях постоянных бомбёжек, в условиях, когда, выходя на улицу, надо чаще смотреть в небо, потому что там могут быть очень опасные «птички», и смотреть под ноги, чтобы не наступить на коварные «лепестки».

Этот дух я почувствовал и в музыкантах оркестра, с которыми познакомился в процессе работы над проектом. Среди старшего поколения есть те, кто за девять лет войны на Донбассе побывал на фронте и вернулся с ранением. Теперь для них поле боя – концертный зал, а оружие – инструмент, которым они всё ещё владеют в совершенстве. Низкий им поклон. Вообще, у каждого оркестра есть свой неповторимый звук, так вот я никогда не забуду, как звучит Донецкий оркестр, коллектив, получивший заслуженное звание «оркестра непокорённых».  Ни на секунду не сомневаюсь в нашей победе, в победе русской цивилизации. И моя миссия как представителя культуры и искусства – вносить посильную лепту в общее священное дело.

C композитором Виктором Ульяничем о знаковом культурном событии России и Донбасса беседовала радиожурналист Елена Панфилова

Разное

Новое