Успех всегда был детищем отваги…
Вольтер
История Российского Императорского флота богата как значимыми событиями — победами, подвигами, географическими открытиями, кругосветными плаваниями, так и личностями, её творившими. Как правило, принято вспоминать, говорить или писать о великих флотоводцах или военно-морских деятелях, выдающихся учёных или мореплавателях. О людях, скромно выполнявших свой долг перед Отечеством, говорить как-то не принято — ну были и были. Вдвойне не принято говорить и писать о людях, пусть даже в своё время совершивших что-либо полезное для Отечества, но на переломе социальных эпох оказавшихся на «не той стороне» (то есть, не на стороне победителей). Так, ещё тридцать лет назад имя адмирала Н. О. фон Эссена — героя Порт-Артура (1904-1905 гг.) и Первой мировой войны (1914-1918 гг.) везде, где возможно, «скромно обходили» — он был неудобен, поскольку не сам он, а только его имя (!) носил бронепоезд Белой армии в Гражданскую войну, а любимым его учеником являлся адмирал А. В. Колчак.
Герои нашей статьи — офицеры флота, совершившие до революции ПОСЛЕДНЕЕ ВЕЛИКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, также не приняли новый советский строй, активно участвовали в Белом движении, в своё время эмигрировали, а один из них, по некоторым данным, даже участвовал в работе немецкой разведки в годы Второй мировой войны и окончил свою жизнь в советском лагере. О них, естественно, в советское время тоже было непринято говорить, их имена — имена первооткрывателей — стирались с географических карт и не удостаивались (по крайней мере, вместе) упоминания в широко известной научной и исторической литературе. Их имена не упоминаются даже в предисловии к воспитавшей многих советских (а теперь и российских) морских офицеров монографии «Морские памятные даты», кстати, изданной уже в перестроечные годы и не переиздававшейся впоследствии. Более того, изданный в 2002 году «Военно-морской энциклопедический словарь» нашёл место только для одного из них, т.е. попросту за «ошибки» последующей жизни лишил второго права быть первооткрывателем. Что ж, история — наука подневольная — пишется людьми и, зачастую, в зависимости от текущих моментов и отношения общества к памяти и памятникам.
Мы же не будем вдаваться в «политическую окраску» деятельности героев нашей статьи в революционный и постреволюционный периоды — оценку этому даст, по-видимому, время. Наша задача — рассказать об этих людях и их великом для нашего Отечества открытии.
Но сначала — небольшая предыстория сделанного ими открытия, связанная с идеей освоения Северного морского пути.
Многие века мореплаватели разных стран пытались пройти из Атлантики в Тихий океан (и наоборот) вдоль северного побережья России за одну навигацию и лишь один раз до описываемых событий это удалось шведу А. Э. Норденшёльду в 1878 г.
Важность Северного морского пути для России никто и в те годы не отрицал. Мощным экономическим, а скорее военно-стратегическим импульсом практического освоения Северного морского пути стала вчистую нами проигранная русско-японская война (1904-1905 гг.).
Главное гидрографическое управление Морского министерства России сформировало комиссию по разработке проекта Гидрографической экспедиции, предназначенной не только описать и освоить Северный морской путь, но и пройти его за одну навигацию. Руководитель комиссии — начальник Главного гидрографического управления Морского министерства генерал-майор Корпуса гидрографов А. И. Вилькицкий, постоянный член комиссии — генерал-майор Корпуса гидрографов И. С. Сергеев, в дальнейшем назначенный начальником экспедиции.
Для экспедиции были спроектированы и заложены однотипные ледокольные пароходы — военные транспорты «Вайгач» и «Таймыр» (под военно-морским флагом). Собственно проект экспедиции разрабатывали офицеры Российского Императорского флота — капитан 2 ранга А. В. Колчак (он же стал первым командиром «Вайгача») и лейтенант Ф. А. Матисен — к тому времени известные полярные исследователи.
Шесть лет (1909-1915 гг.) работала эта экспедиция! В отличие от традиционных (с запада на восток) попыток пройти Северным морским путём было принято решение пройти двумя ледокольными пароходами из Владивостока в Архангельск. Пароходы «Вайгач» и «Таймыр» (командир — старший лейтенант Б. В. Давыдов ) в 1910 г. были переведены из Санкт-Петербурга во Владивосток, где в июле-августе прошли послепоходовый ремонт (в основном, механической установки).
Затем начались «трудовые будни» — уже в сентябре 1910 г. экспедиция, пройдя Берингов пролив, пыталась пройти в Чукотское море, но, встретив сплочённые льды, вынуждена была повернуть обратно. Экспедиции 1911 г. и 1912 г. позволили «Таймыру» и «Вайгачу» выполнить ряд важных, но по сути своей рутинных задач — доисследовать и доописать остров Врангеля, Медвежьи острова, часть Новосибирского архипелага, часть побережья Сибири (впрочем, открытий и не ждали — этот район Арктики был, как считалось, достаточно хорошо исследован за три столетия — может, только пресловутая Земля Санникова откроется?), но два года подряд тяжёлые, непроходимые льды не позволили русским морякам выполнить главную задачу, и приходилось снова и снова возвращаться во Владивосток.
К четвёртому плаванию 1913 г. (всё думалось — последнему в рамках экспедиции) в Арктике, планом которого предусматривался сквозной проход вдоль побережья Северного Ледовитого океана с востока на запад, готовились особо тщательно — были отремонтированы корабли, сделаны необходимые запасы, произведена ротация (добровольная) офицерского состава, в том числе — командиров кораблей. Так, вместо капитана 2 ранга К. В. Ломана командиром «Вайгача» был назначен капитан 2 ранга П. А. Новопашенный, а командиром «Таймыра» стал капитан 2 ранга Б. А. Вилькицкий .
Русский гидрограф-геодезист, полярный исследователь, один из начальников Главного Гидрографического управления Морского министерства, основатель Корпуса гидрографов флота. Под его руководством были разработаны план гидрографических работ на всех морях России на 30 лет, а также план постройки маяков на 10 лет и т.п., участвовал или руководил исследованиями Онежского озера, Новой Земли, Енисейского залива и Обской губы и т.п. Известен как подвижник и организатор гидрографического дела в России.
«…наиболее высокого уровня развития отечественная гидрография достигла к началу ХХ века. Во многом это заслуга известного исследователя Арктики, начальника ГГУ в 1907-1913 гг. генерал-лейтенанта флота А. И. Вилькицкого. Ему принадлежит особая роль в совершенствовании безопасности мореплавания. Под руководством А. И. Вилькицкого было значительно улучшено картографическое производство, широким фронтом развернулись гидрографические исследования, получила дальнейшее развитие маячная техника…»
Адмирал Комарицын А.А. (Анатолий Александрович)

И.С. Сергеев
Немного о каждом из командиров
Борис Андреевич Вилькицкий (1885-1961) — флигель-адъютант Его Императорского Величества (1914 г.), капитан 1 ранга Российского Императорского флота, контр-адмирал (1919 г., Белое движение). Сын начальника Гидрографического управления Морского министерства А. И. Вилькицкого. Выпускник Морского корпуса (1904 г.) и Николаевской морской академии (1908 г.), штурман, гидрограф. В годы Русско-японской войны (1904-1905 гг.) служил на эскадренном броненосце «Цесаревич», принимал участие в боевых действиях на суше, был ранен пулей в грудь. Во время Первой мировой войны командовал эсминцем «Летун». Награждён Георгиевским оружием и шестью орденами. После революции (1918 г.) — начальник советской экспедиции северо-западного района Ледовитого океана. Бежал, служил Северному правительству (Архангельск). Эмигрировал в Норвегию, затем в Англию и Бельгию. Умер в доме для престарелых, похоронен в Брюсселе, перезахоронен в Санкт-Петербурге (1996 г.).
Пётр Алексеевич Новопашенный (1881-1950) — капитан 1 ранга Российского Императорского флота. Выпускник Морского корпуса (1902 г.) и Николаевской морской академии (1910 г.), гидрограф, помощник Б. А. Вилькицкого в экспедиции. В годы Русско-японской войны (1904-1905 гг.) служил на эскадренном броненосце «Севастополь», канонерской лодке «Сивуч», броненосном крейсере «Россия». Во время Первой мировой войны последовательно командовал эсминцами «Десна» и «Константин», был помощником начальника службы связи (разведки) Балтийского флота. Награждён тремя орденами. После революции некоторое время служил в Красном флоте, в том числе был редактором «Морского сборника». В июле 1919 г. бежал, служил в армии генерала Н. Н. Юденича — начальником разведки и контрразведки. В эмиграции жил в Лондоне, затем — с 1922 г. в Германии, с середины 30-х работал в германской армии дешифровальщиком. В 1945 г. арестован офицерами «СМЕРШа» в Тюрингии, умер в 1950 г. в советском пересыльном лагере под Оршей (место захоронения неизвестно).
Итак, два молодых, тридцатилетних, прекрасно подготовленных офицера-гидрографа Российского Императорского флота, повидавших войну и кровь, получивших отличное специальное образование, встают к телеграфам «Таймыра» и «Вайгача», выходящих 26.06.1913 г. из Владивостока. Курс — Берингов пролив! Но тут случается то, что никогда невозможно предусмотреть — с руководителем экспедиции, по понятиям тех лет, уже немолодым (50 лет!) генералом И. С. Сергеевым случается инсульт и его в тяжёлом состоянии оставляют в ближайшем населённом пункте, а из Санкт-Петербурга по радио извещают, что руководителем экспедиции назначен Б. А. Вилькицкий (с оставлением его в должности командира «Таймыра»).

Что ж, как бы ни «тяжела шапка Мономаха» была для 28-летнего Б. А. Вилькицкого, но дело — прежде всего, и, пройдя Беринговым проливом, 24.07.1913 г. в Чукотском море корабли расходятся — «Таймыр», в поисках Земли Санникова, обходит с севера Новосибирские острова, а «Вайгач» идёт на запад вдоль побережья. 07.08.1913 г. корабли встречаются у острова Преображения и идут на север вдоль побережья полуострова Таймыр, стремясь обогнуть мыс Челюскин, при этом открыв бухту Прончищевой. Подойти же к мысу Челюскин пароходы не смогли — сплошные и тяжёлые льды преградили им путь. В этой связи начальник экспедиции Б. А. Вилькицкий принимает смелое, но рискованное решение — обойти льды севернее, но прорваться на запад не удаётся — снова тяжёлый лёд. Но смелым везёт — и тут открытия (которых, напомню, никто не ждал!) посыпались, как из рога изобилия: 20.08.1913 г. обнаружен неизвестный ранее остров, названный островом Цесаревича Алексея, на следующий день обнаружены «…высокие, обрывистые берега ранее неизвестной земли…». Пароходы разделились для подробной описи открытой земли (острова, как считали они тогда): «Таймыр» прошёл вдоль восточного и северного побережья острова, «Вайгач» — вдоль южного (встретив непроходимые льды, вернулся). 22.08.1913 г. корабли соединились и на берегу вновь открытой земли был впервые поднят Российский флаг. Вечером того же дня «Таймыр» и «Вайгач» двинулись на северо-запад вдоль восточного берега открытой земли, но, пройдя довольно значительное расстояние (около 330 км) и обнаружив на горизонте «невысокий мыс», вновь встретили тяжёлые льды, преодолеть которые не представилось возможным. Итак, новая российская земля открыта!
Русский флаг на Земле Императора Николая II
Земля Императора Николая II получила это название в соответствии с Приказом Морского министра от 23.01.1914 г. на основании Высочайшего повеления от 19.01.1914 г. В 1926 г. Президиум ВЦИК СССР переименовал её в Северную Землю.
Вроде бы всё буднично: решая одну задачу (и, как окажется, не решив её в 1913 г.), русские моряки неожиданно для себя и для всего мира решили другую. Буднично, но не совсем — вроде бы к тому времени «белых пятен» на мировой карте уже не было (так было признано), и вдруг, как «чёртик из табакерки» — новая, никем не обнаруженная земля! Что ж (см. эпиграф) — везёт сильнейшим, и не их вина или беда в том, что обнаруженный новый архипелаг открыт для человечества СЛУЧАЙНО (попросту говоря, походя, но ведь и Х. Колумб открыл Америку тоже СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО!). Нет, это заранее теоретически не обоснованный (и не спрогнозированный) результат стремления русских людей в освоении Арктики в целом и Северного морского пути в частности. Никому из известнейших мореплавателей, исследовавших эти места, сделать это не удалось, а им — удалось, и именно поэтому Б. А. Вилькицкий и П. А. Новопашенный, прирастив территорию России 37 тысячами квадратных километров, по праву носят почётные звания Первооткрывателей.

Открытие сделано (и ПОСЛЕДНЕЕ КРУПНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ!), но на запад «Таймыр» и «Вайгач» пройти не могут — лёд, лёд, бесконечный и непроходимый (до 1,5 м) лёд. И начальник экспедиции, явно скрипя зубами от невозможности что-либо изменить или предпринять, принимает решение возвращаться во Владивосток (12.11.1913 г. «Таймыр» и «Вайгач» ошвартовались во Владивостоке).
Затем была совершена очередная попытка пройти Северным морским путём (24.06.1914 г. вышли из Владивостока), в ходе которой, попутно не оставляя попыток найти Землю Санникова, корабли дошли до северо-западного побережья полуострова Таймыр, где 05.09.1914 г. окончательно вмёрзли во льды (не судьба!) и остались на зимовку. Тяжелейшая зимовка (а когда в Арктике она была лёгкой? — вспомним судьбы экспедиций В. А. Русанова, Г. Л. Брусилова, Г. Я. Седова, Д. В. Делонга, погибших в северных льдах), в ходе которой на плечи членов экипажей легли огромные тяготы и лишения, а вахтенный начальник «Вайгача» лейтенант А. Жохов тяжело заболел и 01.03.1915 г. умер, и льды, льды, льды… Почти через год, 26.06.1915 г. корабли смогли освободиться из «ледового плена» и двинуться в направлении желанного Архангельска.
Прибытие в Архангельск (03.09.1915 г.) было торжественным, невзирая на военное время (полным ходом шла Первая мировая война) — на Соборной пристани города их встречали толпы народа, суда в гавани были украшены флагами, орудийный салют дал военный транспорт «Бакан» (ему ответили орудия «Таймыра» и «Вайгача»), государственный гимн Российской империи и непрекращающееся «Ура!».
Первооткрыватели — российские морские офицеры Б. А. Вилькицкий и П. А. Новопашенный прирастили к территории России 37 тысяч квадратных километров
Итак: шесть лет ледовых плаваний, проход Северным морским путём (правда, за две навигации), открытие Северной Земли, пролива (Вилькицкого) и ряда островов. Полагаю, этого хватило бы с избытком на долю многих поколений полярных исследователей. Но выпало Б. А. Вилькицкому и П. А. Новопашенному «со товарищи». Вечная им слава и вечная им память!
Имена на карте. Без сомнений, первооткрыватели Северной Земли (и это их право) части обнаруженных и описанных ими географических объектов дали свои имена (или же их именами назвали эти объекты несколько позже):
— именем П. А. Новопашенного были названы остров в архипелаге Делонга, носящий ныне имя А. Н. Жохова, мыс и бухта (ныне — Тройная) на острове Октябрьской Революции архипелага Северная Земля. Ныне имя П. А. Новопашенного (помощника начальника экспедиции) отсутствует на карте мира (причины, надеюсь, понятны);
— имя Б. А. Вилькицкого на современных картах присутствует (ему больше повезло, поскольку биография его не столь «сложная», как у П. А. Новопашенного) — пролив Вилькицкого (без инициалов, поэтому непонятно, в честь кого назван — отца или сына) и острова Вилькицкого в море Лаптевых.

в честь последнего крупного географического открытия в истории человечества и первого сквозного плавания северным морским путём с востока на запад (к 135-летию Бориса Андреевича Вилькицкого). Автор — скульптор А. А. Асанбаев, член-корреспондент Международной академии культуры и искусства, член Региональной общественной организации «Творческое объединение современных художников»
«…нам удалось достигнуть мест, где ещё не бывал человек, и открыть земли, о которых никто не думал. Мы установили, что вода на север от мыса Челюскин — не широкий океан, как считали раньше, а узкий пролив. Это открытие само по себе имеет большое научное значение, объясняет многое в распределении льдов океана и даёт новое направление поискам Великого пути…»
(из приказа капитана 2 ранга Б. А. Вилькицкого по итогам открытия Северной Земли)