-4 C
Москва
Среда, 19 марта, 2025

Возвышенным земное украшая…

В Ростовском областном музее изобразительных искусств в 2024 г. прошла персональная выставка «Преемственность поколений», на которой были представлены скульптурные и живописные произведения известных донских художников Сергея Михайловича и Сергея Сергеевича Исаковых.

Приоритетом творчества художников является скульптура. Сергей Михайлович – автор более ста памятников, которые установлены в России, Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Германии, Испании, Греции, Аргентине и на Святой земле. С 2024 года – член-корреспондент РАХ. Сергей Сергеевич является соавтором многих скульптурных композиций.

Персональная ретроспективная выставка требует особого подхода к содержанию экспозиции. Важно не только показать последние достижения и поиски художника, но и раскрыть весь путь становления и развития мастера на протяжении многих лет.

Главной живописной работой Сергея Михайловича Исакова, представленной на выставке, является масштабное полотно «Вхождение в веру», созданное художником в начале творческого пути. В нём отчётливо читается актуальная мысль о приобщении к истине, о жизнеутверждающей силе веры, обретённой через страдание.

Основой творчества С. М. Исакова является православно-патриотическая тематика. Яркие и сильные образы святых, исторических деятелей создаются в многочисленных скульптурных композициях. Эти образы воплощают в себе выразительную красоту внешнего облика, глубокую внутреннюю силу и благородство.

Особое место в творчестве мастера занимает образ Христа Спасителя в терновом венце (2002). Традиция изготовления подобных скульптур связана с Воскресенским собором Ново-Иерусалимского монастыря. Такого типа деревянные резные образы получили распространение в XVIII веке. В творчестве С. М. Исакова это наиболее глубокий и неповторимый образ. Классическое решение образа, с внешней статичностью и внутренней наполненностью, поражает, прежде всего, духовной просветлённостью и сложностью эмоциональных состояний. Образ воплощает в себе идеал, в котором соединись истина, добро и красота. Великолепная пластическая обработка поверхности скульптуры, высокое качество материала делает работу высоким образцом пластического искусства. Это – один из самых одухотворённых, кротких и горестных образов в творчестве мастера, получивший глубокую признательность зрителей.

Николай Чудотворец, г. Анадырь, Чукотка (2004). 10 м, бронза, гранит.
Освящён девятью Владыками

Среди монументальных композиций выделяется образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских (2003). (Именно этот монумент установлен во многих местах России и мира). Чёткий, ясный силуэт хорошо воспринимается в естественном окружении среды, позволяет с первого взгляда настроиться на нужное состояние. Отсутствие деталей сосредотачивает внимание на целостном восприятии образа, позволяет почувствовать внутреннюю твёрдость и глубокую убеждённость в Истине.

Скульптурные работы мастера, посвящённые православным святым – апостолы Матфей, Лука, Марк, Иоанн, равноапостольная Мария Магдалина, Покрова Пресвятой Богородицы, Георгий Победоносец, Иосиф Волоцкий, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Вознесение Спасителя, великомученик Пантелеймон, святой праведный Иоанн Русский, святые Пётр и Феврония, апостолы Пётр и Павел, апостол Андрей Первозванный и другие – патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал «иконами в бронзе». Пластическая выразительность, чистота линий, величавость силуэтов передают благородную красоту образов и оказывают глубокое эмоциональное воздействие на человека.

Памятник св. князю Владимиру (2006) – один из самых ярких монументов, созданных мастером. Монумент стал подлинным украшением города Владимира, дополняя и обогащая впечатления от архитектурного ансамбля и пространственной среды. Автор хорошо чувствует особенность монументальной скульптуры, её немногословие. Его внимание к силуэту, равновесию основных масс, пластической выразительности линии формирует лучшие работы: «Атаман Платов М. И.» (2000), «Князь Святослав» (2013), «Князь Андрей Боголюбский» (2015), «Князь Александр Невский» (2019), «Атаман Данила Ефремов» (2014), «Казачий дозор» (2000), «Фельдмаршал Воронцов М. С.» (2009).

Деликатно насыщая композицию дополнительными изобразительными элементами, Исаков расширяет восприятие образа, давая возможность зрителю более глубоко проникнуть в содержание произведения. Подобное стремление к повествовательности, к последовательному раскрытию темы во времени путём использования барельефов характерно для многих работ мастера: «Побег из Собибора А. Печерского» (2017), «Ермак» (2013), «Чайковский» (2013), «Пётр I» (2009), «кн. Ольга» (2014), «кн. Д. Донской» (2016). Работы отличаются композиционной слаженностью и свежестью решений. В последних работах Исаковых чувствуется уверенность исполнения и верность глаза, что является результатом неустанной творческой деятельности и внимательного наблюдения жизни. Список работ скульптора впечатляет, что говорит о его высоком мастерстве и отличном знании своего дела.

Обращение к жанру портрета – естественное стремление углубиться в психологию современного человека, найти нужное решение при формировании художественного образа будущих композиций. Для всех портретов С. М. Исакова характерно очень внимательное отношение автора к передаче индивидуальных черт портретируемого. Но при этом мастер стремится сохранить определённую дистанцию с моделью, позволяя зрителю самому находить свой контакт с образом. Люди, близкие мастеру, наделены особой духовностью, трогательной простотой и мудростью – «Старец Илий» (2022), «Митрополит Сергий Алтайский» (2022), «о. Владимир Удовенко» (2016), «С. Ендальцев» (2018), «Атаман Козицын» (2017), «Симос Панагиотидис – позывной «Грек» (2024).

Сергей Михайлович является создателем памятников ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС в Ростове-на-Дону, Батайске, Сальске. Эта тема ему очень близка.

Как человека, глубоко чувствующего сложность современного мира, его волнуют темы мира и добра, любви и преданности, достоинства и чести. Его монументальные работы, установленные в разных уголках нашей страны от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, являются духовными центрами и подлинным украшением нашей земли. Содержания его работ напоминают о вечных ценностях – Надежде, Вере и Любви. Они несут в себе высокую просветительскую, воспитательную и гражданскую суть. Творчество художника привлекает зрителей выразительными, проникновенными произведениями, истинной верой, верностью традициям русской культуры и православия.

С. М. Исаков с отличием закончил Бельгийскую Академию изящных искусств в г. Антверпене. Провёл серию выставок в России, Германии, Бельгии, Италии, Люксембурге, Франции и др. В 2003 году ему присвоено звание заслуженного художника России.

За дела милосердия С. М. Исаков награждён медалью Святителя Николая Чудотворца, орденами Сергия Радонежского, Серафима Саровского, просветителя Иннокентия. В 2005 году награждён Золотой медалью Российской академии художеств. В 2013 году С. М. Исакову присвоено звание «Почётный академик Российской академии художеств». В 2024 году награждён Золотой медалью Союза художников РФ.

Рядом с Сергеем Михайловичем трудится его последователь и соратник – сын Сергей Сергеевич Исаков. Он тоже скульптор, работал вместе с отцом над установкой памятников в различных городах России. Сергей Сергеевич Исаков – член Союза художников России, окончил АСА Донского государственного технического университета по специальности «Архитектурная реставрация и реконструкция». Сергей является автором проекта «Батайский Арбат», который уже нашёл своё воплощение. На выставке представлены его работы «Дети войны», «Портрет Сталина», «Василий Шукшин», которые свидетельствуют о преемственности не только внешнего мастерства, но и внутренних духовных ценностей. Для него многое ещё впереди: и обретения, и откровения, и собственный путь к истине, но главное всегда рядом – мудрость и высокое мастерство того, у кого многому можно научиться. Работы двух поколений художников С. М. и С. С. Исаковых дают возможность увидеть преемственность в творчестве, продолжение русских традиций в искусстве.

А. А. Нарыжная, искусствовед

Разное

Новое