Тема картины, в первую очередь – это тема просвещения. Просвещение и приобщение татарского народа Российской Империи к западной научной традиции через Петербургский университет.
Идея этой уникальной картины родилась не сразу. Сложность состояла в том, что на одном холсте мне предстояло объединить вокруг главного героя, в едином пространстве, множество разных исторических персонажей из двух городов, Санкт-Петербурга и Казани. На помощь мне пришли, как всегда, великие классики – Рафаэль и Веронезе, у которых есть чему поучиться.
В процессе работы над эскизом у меня родилась идея единения двух народов через науку. В центре композиции главный герой у ступеней, которые символически ведут вверх к Академии наук, на которую он и указывает, где, с одной стороны, размещена группа религиозных деятелей исламского мира Казани, а с другой – группа академиков-востоковедов Петербургского университета. Все они объединены архитектурной аркой, которая символизирует мост между русским и татарским народами, религией и наукой.
Хочу выразить свою благодарность за помощь в создании картины Дамиру Ваисовичу Мухетдинову, первому заместителю председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, члену Президиума Совета муфтиев России, члену Общественной палаты РФ, ректору Московского исламского института (МИИ), профессору Санкт-Петербургского государственного университета, и Хасьяновой Лейле Самиуловне, профессору Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, кандидату исторических наук, члену-корреспонденту Российской академии художеств.